ВЮРТЕМБЕРГСКИЙ АЛЕКСАНДР ФРИДРИХ КАРЛ (нем. Alexander Friedrich Karl von Württemberg, 24.04.1771, Мёмпельгард — 4.04.1833, Гота) - герцог, Великий князь, участник революционных и наполеоновских войн, австрийский и российский генерал от кавалерии, военный губернатор Белоруссии, член Государственного совета. Родной брат императрицы Марии Фёдоровны, дядя Александра I и Николая I. Член ложи "Соединенных друзей", Второй страж Ложи "Палестины". 

Родился в Мёмпельгарде (ныне — Монбельяр во французском департаменте Ду региона Франш-Конте). Сын Фридриха Евгения (позже — правящего герцога Вюртембергского) и Фридерики Доротеи Софии Бранденбург-Шведтской, брат короля Вюртемберга Фридриха I.

С рождения записан в вюртембергскую армию. В 11-летнем возрасте, 29 июня 1782 получил от Екатерины II чин бригадира русской армии. В 1791 поступил на неаполитанскую службу и был произведён в генерал-майоры. В 1793 перешёл на службу в австрийскую армию в чине полковника, служил в 7-м драгунском полку принца Вальдека. 13 января 1796 получил чин генерал-майора, 17 июля 1798 — фельдмаршал-лейтенанта, 12 апреля 1800 произведён в генералы от кавалерии. В 1794—1801 — участник войн против Франции, сражался при Альтхаузене, Острахе и Цюрихе, особо отличился при Штокахе, где разбил генерала Вандама.

По рекомендации А. В. Суворова принят 7 мая 1800 на российскую службу в чине генерал-лейтенанта и назначен шефом кирасирского своего имени полка (с 20 июля 1801 — Рижский драгунский полк). Получил во владение обширные угодья, включая усадьбу Грюнхоф. В генералы от кавалерии произведён 24 августа 1800, однако никаких должностей не занимал, числясь лишь шефом полка. 3 апреля 1811 был назначен белорусским военным губернатором, а также Витебским и Могилевским губернатором.

 

В Отечественной войне 1812 состоял при штабе 1-й Западной армии, принимал участие в сражениях при Витебске и Смоленске. Во время сражения при Бородине был назначен Кутузовым на место раненого Багратиона, но вскоре приказ был отменён и командование 2-й армией принял Д. С. Дохтуров, при котором герцог оставался до конца сражения. В Тарутинском лагере примкнул к генеральской оппозиции, критиковавшей действия Кутузова. В бою под Тарутиным батарея герцога помогла войскам одержать победу. Затем участвовал в боях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. За Бородино был награждён золотой шпагой с алмазами «За Храбрость», а за Тарутино орденом Св. Георгия 3-го кл. 23 декабря 1812.

 

11 апреля 1813 назначен командовать осадным корпусом, блокировавшим Данциг, гарнизон которого был вдвое сильнее осаждавших войск. С успехом отражая вылазки осаждённых, герцог нанёс сильное поражение генералу Раппу, вышедшему из крепости с 15 тыс. человек. Взяв затем последовательно ряд неприятельских укреплений, повёл правильную осаду крепости и принудил её к сдаче. За взятие Данцига и пленение корпуса генерала Раппа награждён 19 августа 1813 орденом Св. Георгия 2-го кл. и золотой шпагой, украшенной бриллиантами и лавровыми ветвями, с надписью: «За покорение Данцига». Участвовавшее в осаде Санкт-Петербургское ополчение поднесло герцогу золотую медаль с надписью: «Его королевскому высочеству герцогу Александру Виртембергскому, благодетельному своему начальнику, признательное Санкт-Петербургское ополчение».

В 1814 вновь белорусский военный губернатор, 5 февраля 1818 назначен шефом Рижского драгунского полка. 2 августа 1822 был назначен начальником главного управления путей сообщения. Реорганизовал управление Корпусом инженеров путей сообщения, основал в Петербурге Училище гражданских инженеров. Под его надзором были реконструированы Вышневолоцкая, Мариинская, Тихвинская, Огинская и Березинская водные системы, изыскивались средства для уничтожения порогов на Днепре, были продолжены работы по устройству шоссе между обеими столицами и начато строительство шоссе от Петербурга через Динабург на Ковно. Было предпринято сооружение значительного числа мостов, в том числе в Петербурге (Троицкий и 5 цепных). Из числа запланированных герцогом новых каналов в его управление были окончены два: Августовский и канал его имени, соединивший Сухону, приток Северной Двины, с Шексной, входящей в состав Мариинской системы.

23 августа 1828 — «...за успешное построение канала в окрестностях города Кирилова между Кубенским озером и рекою Шексною, чем учреждено постоянное внутренними водами сообщение между Санкт-Петербургом и Архангельском, дабы навсегда сохранить память трудов на пользу Государства...» повелено называть оный канал «каналом герцога Александра Виртембергского».

Десятилетнее управление герцога Александра ведомством путей сообщения было весьма плодотворно и ознаменовалось целым рядом новых полезных сооружений, тщательным исправлением старых, раньше существовавших, и изысканием новых судоходных каналов, проведение которых совершено преемниками этого деятельного и энергичного главноуправляющего, оставившего по себе прочную и славную память в истории гидротехнических сооружений России. В заботах об улучшении существовавших судоходных путей, герцог, как было описано выше, обратил внимание на системы: Вышневолоцкую, Тихвинскую, Мариинскую, Огинскую и Березинскую. Особенно важны и продолжительны были работы на Ладожском канале, простирающемся на 104 версты и имеющем большое значение не только для Вышневолоцкой, но для Тихвинской и Мариинской системы: на нем устроены четыре гранитных шлюза, которые являются замечательными в своем роде сооружениями; построены два гранитных водоспуска, посредством которых летом запираются и сохраняются воды канала, весною же избыток их изливается в Ладожское озеро; сооружен гранитный мост, через бассейн шлюзов.

На системах Тихвинской, Мариинской, Огинской и Березинской сооружались новые камерные шлюзы и плотины, строились новые подъёмные мосты, исправлялись бечевники. Из числа намеченных герцогом Александром к сооружению новых каналов окончены в его управление два: Августовский, соединивший Неман с Вислою, посредством рек Бобра и Нарева, и канал Северной Двины, с Шексною, входящею в состав Мариинской системы.

Первый канал, облегчивший сообщение между Польшей и внутренними губерниями России, был открыт для судоходства в 1831 году, а второй, задуманный еще Петром Великим и несомненно ожививший промышленность севера Империи, открыт в 1828 году. Придавая этому каналу особенную важность, герцог в 1823 году посетил и осмотрел пустынные и болотистые места, предназначавшиеся для этого соединительного судоходного пути между столицею и Архангельским портом.

К неоконченным, хотя и выстроенным более чем на половину, в управление герцога каналам относятся, во-первых, канал между реками Волгою и Москвою при посредстве Истры и Сестры, а во-вторых, канал между рекою Неманом и Виндавским портом при помощи Виндавы и Дубиссы.

К сожалению, Виндавский канал не был окончен даже при преемнике герцога, графе Толе, и в 1838 году работы, шедшие довольно медленно, совсем остановились, пребывая в таком положении до конца Империи.

Стремясь к возможно большему расширению сети судоходных путей России, герцог Александр приказал произвести целый ряд изысканий и составить проекты предположенным соединениям рек, неисполненные по недостатку материальных средств.

К числу подобных относятся: проект соединения Волги и Дона, посредством Иловли и Камышинки, к которому был приложен подробнейший атлас всех сооружений и детально разработанные сметы каждого из них в отдельности; проект устройства порта в Поти и открытия удобного сообщения между морями Каспийским и Черным, помощью рек Куры и Риона; проекты: улучшении судоходства в порогах Днепра, соединения Западной Двины с впадающею в озеро Ильмень рекою Ловатью, улучшения рек Дона и Луганки, от Луганского чугуноплавильная завода до соединения Донца с Доном, улучшения судоходства по реке Тосне, с целью облегчения сообщений между столицею и её окрестностями, со стороны правого берега Невы, и др.

Памятником заботливости герцога Александра о сухопутных сообщениях России являются, с одной стороны, московское шоссе, длина которого простирается до 690 верст и которое совершенно окончено в год смерти герцога (1833), а с другой — шоссе от Петербурга до Ковно через Динабург, оконченное в управление герцога более чем на половину своего протяжения. Московское шоссе, несомненно, может стать наравне с лучшими дорогами, устроенными в Западной Европе. Весьма замечательны на этом шоссе мосты, отличающиеся прочностью и красотою постройки, — особенно Новгородский на Волхове, длиною в 110 сажен. и Маловолховецкий, имеющий более 100 сажен длины; арки в этих мостах сделаны из дерева, а устои и быки сложены из кирпича или плит и одеты гранитом.

Нельзя не упомянуть также о деревянном на каменных устоях мосте, построенном на Нарове, близ нарвской крепости, о Троицком через Неву и о пяти цепных, из которых два перекинуты в Петербурге через Фонтанку (Пантелеймоновский и Египетский) для проезда экипажей, а три (два на Екатерининском канале и один на Мойке) предназначены только для пешеходов.

При сооружении всех этих мостов были приняты во внимание все, по тогдашнему времени, новейшие усовершенствования техники инженерного искусства. Прекрасным примером просвещенного отношения герцога Александра к успехам технических знаний может служить произведенный в его управление первый в России опыт телеграфная сообщения между Петербургом и Шлиссельбургом.

В главном управлении путями сообщения при герцоге учрежден совет, образован департамент и введен новый порядок отчетности. Институт инженеров путей сообщения был дважды преобразован — в 1824 и 1830 гг.

В последнем из этих годов института соединен с военно-строительным училищем.

Основание, по почину герцога, кондукторской школы имело целью давать воспитание детям нижних чинов ведомства путей сообщения и образовывать мастеровых, необходимых для корпуса (кондукторов, рисовальщиков, писарей и разных мастеров). Наконец, по распоряжению герцога, с 1826 года начал издаваться (сначала на русском и французском языках) "Журнал путей сообщения», в котором помещены многие статьи, написанные самим главноуправляющим.

Входил в состав Комитета министров, 5 декабря 1826 был назначен членом Государственного совета.

Был членом Петербургской Академии наук, Московского общества испытателей природы, Петербургского Минералогического общества и т. д.

1 января 1826 назначен шефом Екатеринославского кирасирского полка, 25 июня 1827 — снова Рижского драгунского полка, коему повелено было именоваться драгунским Его Королевского Высочества Герцога Александра Виртембергского полком.

Умер 4 июля 1833 года в тюрингском городе Готе и похоронен в княжеской усыпальнице во дворце Фриденштайн.

Великий князь за свою жизнь был награжден различными российскими и иностранными наградами, включая Орден Святой Анны 1-й ст. (1798), Орден Святого Александра Невского (1798), Орден Андрея Первозванного (1798), Большой крест ордена Святого Иоанна Иерусалимского (1799), Орден Святого Георгия 3-го кл. (1812), Орден Святого Владимира 1-й ст. (1812), золотую шпагу с алмазами «За Храбрость» (1812), Орден Святого Георгия 2-го кл. (1813), золотую шпагу с алмазами и лавровыми ветвями «За покорение Данцига» (1813), прусский Орден Чёрного орла, прусский Орден Красного орла 1-й ст., баварский Военный орден Максимилиана Иосифа, вюртембергский Орден «За военные заслуги», вюртембергский Орден Короны, Знак Отличия «XXX лет беспорочной службы»

Присоединяйтесь:

  • Facebook B&W

© Д. Л. "Золотой Ключ" № 44 / Golden Key Lodge № 44

© Великая Ложа России / Grand Lodge of Russia